За профессиональную карьеру Александр Чермянин стал экспертом в аудиоаппаратуре, он владеет интересной коллекцией винтажных микрофонов. Первый экспонат, отечественный микрофон «Октава», звукорежиссер приобрел 34 года назад. Александр поделился с редакцией журнала «Шоумастер» историей создания коллекции, которая насчитывает уже около 120 экземпляров.
Александр Чермянин – звукорежиссер с 40-летним стажем. Родился в Барнауле, закончил Факультет иностранных языков БГПИ. Создатель и звукорежиссер частной студии звукозаписи AMM Studio (Барнаул). С 2006 года живет и работает в Москве. Повысил квалификацию в Berklee College of Music, SAE School of Audio Engineering, AIA Audio Institute of America. Работал звукорежиссером группы «Челси», Льва Лещенко, Alessandro Safina, Алисы Гребенщиковой, Арсения Бородина. С 2007 года – звукорежиссер Государственного Театра пародий В. Винокура. Самым большим профессиональным и личным достижением считает то, как к нему относятся коллеги, артисты. А человеческим, что для него то же самое, – отношение близких и окружающих людей.
Почему Вам интересна история микрофонов?
Первый микрофон был запатентован в 1877 году. Уже тогда история микрофона была детективной. Буквально за 4–5 лет кто только не заявлял об изобретении микрофона. Безусловно, все эти изобретатели были достойными, умнейшими и почтенными людьми. За первенство в изобретении боролись в судах. Есть среди изобретателей микрофона и россияне. Это Павел Голубицкий, который в конце ХIХ века стал применять в зарождающейся тогда телефонии микрофон с угольным порошком, а затем и с гребенчатым расположением углей. В 1925 году советские физики Сергей Ржевкин и Александр Яковлев запатентовали пьезоэлектрический микрофон.
Серийно отечественные угольные микрофоны в советское время выпускали на тульском заводе «Октава». Среди известных моделей – ММ-1 и МРУ. Первый в СССР динамический микрофон начали выпускать в 1936 году на той же «Октаве». В послевоенные годы в стране появился речевой динамический микрофон РДМ, заменивший угольные микрофоны в системах звукозаписи и звукоусиления. Такой микрофон есть в моей коллекции.
Когда вы начали собирать коллекцию? Какой микрофон был первым?
В 1985 году мне в барнаульской комиссионке попался микрофон «Октава» МЛ-16. Он очаровал меня красотой формы. Оказался нерабочим, но это было неважно. Он стал символом моей коллекции. Этот двусторонне направленный ленточный микрофон разработан в начале 60-х годов прошлого века. В 70-е годы его выпускали для радиовещания, звукозаписи, систем звукоусилений и внестудийных передач из закрытых помещений. Почему из закрытых? Лента в МЛ-16 никак не защищена от задувания, ее можно повредить при попытке петь без поп-фильтра или с напором говорить в микрофон. Акустические инструменты в МЛ-16 пишутся без проблем и очень качественно.
Достаточно дороги винтажные микрофоны, выпущенные 50–60 лет назад – Neumann U47, AKG C12, Telefunken ELA251, RCA 44DX, RCA 77DX.
С первым микрофоном «Октава» МД-47 я познакомился еще в начальных классах школы. У моей тетушки был бобинный ламповый магнитофон AIDAS, с ним в комплекте шел МД-47. Этот микрофон всенаправленный. Чувствительность не менее 15 мВ/м2/н на нагрузке 0,5 мОм и частоте 1000 Гц. Частотные характеристики скромные – 100 – 10 000 Гц. Такие прямоугольные микрофоны из светлого пластика были тогда у всей страны. Говорят, что они неубиваемые, и их можно использовать до сих пор. Думаю, это абсолютная правда.
Потом, конечно, были микрофоны МД-200 и МД-210. Когда я учился на факультете иностранных языков, в лингафонном кабинете активно использовались эти микрофончики. С 1972 года «двухсотые» выпускали в комплект к транзисторным магнитофонам. Они были низкоомными. Для ламповой аппаратуры была модель выше классом – высокоомный МД-200А, но такого у нас в институте не было.
С 2016 года я активно гастролирую как концертный звукорежиссер по России и зарубежью. Моя коллекция именно так и собралась. Практически в каждом ДК находился какой-нибудь экспонат. Ведь ни один звукорежиссер никогда не выкинет старый неработающий или просто неиспользуемый микрофон. Кое-какие импортные микрофоны покупал на eBay.
МЛ-19
А какие микрофоны Вы используете в работе?
В студенческие годы я играл в ВИА и, конечно, «Октавы» и «Солисты» были главными микрофонами в ансамбле. О Vermona и Tesla только мечтали. Пели и играли в МД-44, даже в МД-64, 66, 80, 85. МД-200 был, наверное, самым распространенным. Мы приматывали его синей изолентой к импровизированной микрофонной стойке. Для записи музыкальных инструментов в студии я использую конденсаторные и динамические микрофоны. Динамические нужны при записи близких к источнику звука сигналов: ударные инструменты, гитарные комбики. Мембраны динамических микрофонов выдерживают достаточно высокое давление.
Я родился в 1962 году и всю жизнь занимался звукозаписью. До поры до времени самыми распространенными микрофонами были «Октава». Основными микрофонами на студии в то время у меня были МЛ-51 и МЛ-19. Именно на МЛ-51 мы записали альбом магаданской группы «Миссия-Антициклон» – «МОНРО» и виниловую пластинку «Бабочка и Василиск» томского писателя-фантаста Юлия Буркина в 90-е годы. Потом на смену пришли микрофоны братских демократических стран: Vemona (ГДР), Tesla (Чехословакия), Beag (Венгрия), а потом испробовал все, в студии использую Telefunken ELA M251E.
Но российские ленточники заслуживают особого внимания. «Октава» МЛ-51 – двусторонне направленный микрофон (восьмерка). Номинальный диапазон частот – 40-16000 Гц, выходной импеданс – 250 Ом, чувствительность – 10 мВ/Па. Ленточные микрофоны очень чувствительны и довольно хрупки. Винтажные модели можно сломать сильным потоком воздуха, большой громкостью или даже если просто хранить их лежа на боку. Но если попробовать такой микрофон в записи гитар и вокала, то именно он придаст звуку то, чего ему так не хватало раньше. Очень хороши ленточники на струнных инструментах. Сейчас МЛ-51 уже не выпускают, ему на смену пришел МЛ-52-02.
Какие задачи вы решаете в студии?
В студии у меня узкие задачи, я пишу только голос. Для этого использую ламповые микрофоны с большой мембраной. Они универсальны. Раньше в Барнауле я писал живые группы и оркестры с разными микрофонами: были инструментальные динамические и конденсаторные.
Основным микрофоном в студии для записи голоса и большинства инструментов был и остается ламповый микрофон. Но не стоит ждать от него чуда, ламповый микрофон не выполнит работу звукорежиссера по посадке голоса в общий микс. Ламповый микрофон просто правдивее и живее, только и всего. Если бюджет ограничен, можно использовать конденсаторный микрофон с большой мембраной.
Если есть возможность, ставьте на запись голоса два разных микрофона и пишите их на разные дорожки. А потом выбирайте, сравнивайте. По моему глубокому убеждению, монофонические сигналы от одного источника нужно писать в моно на одну дорожку. Многие используют стереотреки на барабанах, например. Я считаю, что это не верно.
Какие экспонаты любимые и почему?
Любимый, конечно, «Октава» МЛ-16. Кстати, мне кажется, что мой ни разу не использовался, так как кабель смотан заводской проволокой. У ленточных микрофонов специфический звук – с очень глубокой и ярко выраженной нижней областью частот. В верхних частотах часто можно наблюдать довольно заметный провал. Но именно такие микрофоны подходят для записи низкого вокала.
Второй мой любимый микрофон – МЛ-15. Микрофон, совершенно точно, не для решения повседневных задач звукозаписи. Однако, иметь такой в коллекции большая удача!
Какие еще? Electro-Voice V2, Calrad 500C, Grampian MC2, RESLO RBT/L, Shure Carbon 3B. Я ценю эти экспонаты за качество и отличный дизайн.
МЛ-16
Вы считаете, что эволюция микрофона уже завершена? Или еще ждете от производителей новинок?
Нет предела совершенству, и технологии идут вперед, так что и производство микрофонов развивается. Я не имею в виду красивые и дешевые китайские подделки. За четыре десятилетия в звукорежиссуре я пробовал многие новинки, но вкус к коллекционированию развился с опытом. Надеюсь, моя коллекция будет пополняться интересными экземплярами и дальше.